Участвуя в конкурсе «Бешеный огурец», мы познакомились с двумя интереснейшими художниками – Еленой Александровной Шнайдер и Ниной Чурбаковой. Это необычные и даже уникальные мастера, работающие в технике ручной набойки по ткани. Способы ручной набойки есть разные. Нина и Елена Александровна используют метод, так называемой, трафаретной печати. Мы ходили в гости к художникам в их мастерскую на Васильевском острове и спешим поделиться увиденным, услышанным и сфотографированным.
О технологии:
В дальневосточных странах – Китае и Японии – во II в. н.э. вместе с изобретением бумаги, возник способ печати по ткани с помощью бумажных трафаретов, вырезанных вручную, и выполняющих функцию «манер» (деревянных резных досок). До сих пор в некоторых провинциях этих стран сохраняется такой кустарный способ декорирования ткани. Художник не «набивает» краску деревянной доской с резьбой, а, как гравер, прорезает предварительно контуры работы на бумажных листах, получая уникальные ажурные листы-трафареты (иногда до 100 листов для одной работы) и затем расписывает ткань вручную художественным маслом.
О художниках:
«Всё началось с моей мамы, Евгении Сауловны Шнайдер, — рассказывает Елена Александровна. — В послевоенные годы в Ленинграде мама увидела объявление, что требуется художник по тканям в театр Николая Павловича Акимова. Она показала Акимову свои первые пробы набойки на тканях. Так, работая в театре и будучи талантливым человеком с прекрасным вкусом, мама стала самостоятельно изучать истоки и приемы ручной набойки, одновременно воссоздавая и развивая эту многообразную по своим декоративным возможностям технику. И всё это было на моих глазах, какие-то заказы она выполняла прямо на улице, около дома. Я же, окончив отделение текстиля в Мухинском училище, стала просто помогать маме, а затем полюбила эту технику».
Нина же в Петербург приехала учиться из города Советск, Калининградской области. Окончила Морской технический университет по специальности художественная обработка материалов. «Так сложилось, что с 96 года я стала помогать Елене Александровне, мы сразу подружились и нашли общий язык. Но поначалу я думала, что это кошмар, долго, трудно, не хватает времени для разгона. И относилась к ручной набойке как к работе, художником себя не ощущала», — делится Нина своей историей взаимоотношений с набойкой.
Эта техника позволяет использовать любую ткань или нетканые материалы – от тончайшего шелка и мягкого бархата до грубой кожи, холста или соломки. А масляные краски не позволяют ткани грубеть и не выцветают со временем, благодаря чему можно создавать текстиль интерьерного качества.
Елена Шнайдер считает, что печать – процесс не менее творческий, чем свободная живопись: «Возможности набивных тканей поистине безграничными для настоящего мастера, тем более что обращение к традициям, стилям и техникам прошлых столетий действительно обогащает художника в его творческих поисках».
Посмотреть больше работ художников можно в группе «Вконтакте»:http://vk.com/club4733443