Данная тема актуальна для дизайнеров, которые обладают профессиональными навыками, знают принципы цветоделения, легко управляются со специализированными программами, но пока не работали или работали не в полной мере в сфере дизайна текстиля. Текст будет крайне полезен тем, кто твердо решил влиться в потрясающий и креативный мир тканей.
Каждая серьезная работа предполагает наличие детального плана действий. При создании дизайнов можно выделить следующие этапы работы:
Остановимся на ключевых моментах подробнее.
Как и где искать вдохновение.
В первую очередь стоит определиться, для кого планируется работа. Для малых тиражей (частный заказчик, интерьерная студия, театральные декорации, сувенирные компании), предпочтительнее использовать средства прямой печати по ткани или шелкографию. В такой ситуации итоговое произведение будет ограничено только фантазией автора. Если же интерес дизайнера лежит в области масштабного производства, придется проштудировать информацию на предмет особенностей печати крупных предприятий, для которых количество используемых в паттерне цветов и раппорт играют важную роль. Во-вторых, следует определиться со стилистикой. Конечно, если автору замечательно удаются и винтажные, и китчевые, и детские, и классические принты – это здорово, но вряд ли такой несбалансированный подход будет интересен заказчику. У текстильного дизайнера должен быть свой подчерк. Для создания греческого орнамента или геометрического паттерна у производственного предприятия наверняка имеется свой отдел; и ни сторонняя дизайн-студия, ни фрилансер для рутинных задач ему не нужны. В-третьих, стоит определиться со способом самовыражения. Многие приносят свои творения фабрикам на холсте, кто-то работает только с векторной графикой, кто-то отдает предпочтение фотоизображениям, многие сочетают графическое искусство и иллюстрацию. Ищите нишу, в которой комфортно работать.
В большинстве случаев взаимодействуя с фабриками, задачей дизайнера является создание не одного рисунка, а коллекции. Что может объединить разрозненные рисунки в одну историю? Общая цветовая гамма, визуальная тема и общий мотив/элемент. Например, рисунок (мотив) может по-иному масштабироваться, в него включаются новые цвета; можно использовать выворотку, или отталкиваться от однотона, с которым будут сочетаться паттерны-компаньоны. Коллекция всегда более выигрышна по сравнению с «одинокими» паттернами, так как представляет собой завершенное произведение, показывает разные грани образа и коммерчески более интересна производителю.
Как найти тему и образ для будущей коллекции? Темой может служить и объект, который поразил воображение, и мысль, которую дизайнер хочет донести визуально, и техническое задание заказчика. После того, как тема определена, можно приступать к поискам ее отображения в объектах и явлениях окружающего мира. На этом этапе важно оценить количество требуемого материала. Дизайн – это комбинация графики, рисунка, фотографии, раппорта, текстуры и мотива. Вот несколько советов, которые помогут двигаться в нужном направлении.
1. Следить за трендами.
Просмотр сводок, которые публикуют специализированные студии, чтение периодики (начиная от специализированных изданий наподобие Textile Forum и заканчивая модными журналами плана Elle Decor), посещение выставок (например, Heimtextil, PremiereVision, MosBuild), общение в блогах и соцсетях – вот неполный перечень источников.
2. Знать конкурентов.
Определившись с темой, хороший дизайнер всегда посмотрит, кто и как справился с этим вопросом ранее. Что было удачным, что нет. Знание рынка позволяет быстрее попасть «в струю».
3. Запоминать, записывать, зарисовывать.
Идеи, образы мимолетны – их нельзя оставлять на потом, их надо фиксировать. Наличие sketchbook обязательно, фотоаппарата – необходимо.
4. Сканировать.
Объекты, предметы, узоры, книги – все, что может пригодиться в работе над будущим принтом.
5. Заниматься самообразованием.
Знание областей, не относящихся напрямую к дизайну, очень может выручить. Цепочка ДНК может быть интересна не только генетикам, на ее основе можно создать оригинальный паттерн. А если использовать татуировки? А схемы кораблей? А астрономию? Везде есть интересные образы, их просто нужно уметь найти.
Пара слов о цвете: в случае фабричной печати на ткани следует задать заказчику вопросы касательно ограничений по цветам. Цилиндрическая печатная машина, как правило, предполагает использование не более 6 цветов в паттерне, в трафаретной печати может быть использовано от 6 до 24 печатных красок в случае ротационных шаблонов и до 60 цветов в случае планшетных трафаретов (люксовая печать).
После того как выбрана тема, найдены образы, продуманы цвета, можно приступать к созданию мудборда.
Что такое мудборд и как его создать.
Мудборд, «доска настроений» (moodboard) – визуальное представление дизайн-проекта, зачастую выполненное в виде коллажа. Состоит из изображений, текстов, реальных вещей, образцов, необходимых для отображения настроения и/или тематики проекта.
Мудборд применяется дизайнерами при разработке дизайн-концепции и для эффективной коммуникации между членами креативной команды, а также между заказчиком и исполнителем. Работа над мудбордом помогает «прочувствовать» задачи, определить целевую аудиторию, тенденцию, цветовую гамму и эмоции, которые требуется передать, создать образ.
Мудборд можно создавать и на базе собственного макета (обычно, формат А2 или А3), и на базе профессионального ПО. В частности, существует немало сайтов, помогающих автоматизировать этот процесс. Например, http://sampleboard.com/ Чем удобны такие системы? Есть база данных изображений, есть подгруженные палитры, есть примеры мудбордов других пользователей, можно хранить и делиться своими файлами. Минусами являются дополнительные траты, которые придется понести за подключение определенных функций и некая шаблонность. Компенсирует недостатки существенный плюс таких систем — значительная экономия времени в связи с автоматизацией процесса. К слову, мудборд это не специфическая «фишка» текстильной индустрии. При разработке фирменного стиля, дизайна интерьера – это необходимость, позволяющая дизайнеру систематизировать поток творческих решений, а заказчику понять логику авторских работ. Имея на руках мудборд можно приступать непосредственно к созданию паттерна.
Какие бывают паттерны?
Этап создания самих мотивов мы по понятным причинам опустим. Предполагается, что статью читают дизайнеры, которые умеют переносить свои мысли на виртуальный и реальный лист в виде изображения.
Для начала определимся с терминологией. Современная лексика включает такие понятия как изображение, орнамент, рисунок для трактовки «паттерна». Воспользуемся калькой с английского и будем оперировать именно словом pattern. Итак, паттерн (pattern, repeatpattern) — это модель, узор, орнамент, основанный на шаблонном повторении одного элемента, группы элементов или целой композиции в определенном порядке. Все элементы паттерна тематически схожи и направлены на выражение определенной идеи. Мотив (motif) – повтор оригинальной формы, очертания, элемента или фигуры в дизайне. Паттерн состоит из повторяющихся мотивов или их комбинации. Чем же тогда паттерн отличается от принта?! Принт (print) – по определению, взятом из Википедии, это «..изображение (рисунок, надпись или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (вышивка, прямая печать, термотрансфер), бумагу или другую поверхность». По сути, само значение слова «принт» не предполагает правил – т.е. это просто рисунок, который, в отличие от паттерна, не строится ни на повторах, ни на комбинации.
На основании содержащихся в паттерне мотивов выделяют следующие категории: цветочные, геометрические, разговорные/говорящие (иначе объектные, т.е. паттерны, мотивы которых содержат узнаваемые объекты, животных, людей и т.д.), этнические. Можно добавить категорию стилевых паттернов (на основе стилей и периодов, принятых в искусстве). Но на окончательный вид паттерна помимо выбранного мотива оказывают влияние раппорт, цвет, способ печати, фактура ткани. Поэтому в рамках названных категорий можно выделить огромное количество видов. Так, «штрихкод» — это полосатый паттерн, состоящий из линий различной ширины, по аналогии со штрихкодом, «корал» — органический сплошной паттерн, напоминающий заросли кораллов, «аргайл» — ромбовидный паттерн, элементы которого (ромбы) расположены в шахматном порядке и многие другие. Для того, чтобы построить паттерн, требуется познакомиться с понятием раппорта.
Что такое раппорт и почему без него не бывает ткани?
Технической составляющей дизайна ткани пренебрегать нельзя. Дизайн текстиля подразумевает, что мотивы располагаются по всей длине ткани путем повторения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Здесь как раз следует ввести понятие раппорта. Раппорт (repeat) — повторяющаяся часть (мотива, группы мотивов) рисунка. Повторение раппортов по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Для чего необходим раппорт? Для того чтобы на ткани изображение распределялось равномерно по всей площади и не обрывалось на середине. По способу расположения мотивов внутри паттерна, различают несколько видов раппортов.
Центрированный раппорт (centered): рисунок расположен по центру ткани. Ни размер, ни пропорции созданного рисунка не меняются.
Базовый (прямой) раппорт (basic, block): изображение дублируется без изменений вверх, вниз и в сторону, без смещения по осям.
Раппорт со смещением (half-drop): изображение дублируется вправо со смещением по вертикали на ½ высоты предыдущего изображения. Это самый распространенный раппорт в текстильном дизайне.
Кирпичный раппорт (half-brick): раппорт, имитирующий кирпичную кладку. Изображение дублируется со смещением по горизонтали на ½ ширины.
Зеркальный раппорт (mirror): раппорт строится путем отзеркаливания оригинального изображения.
Раппорты не обязательно должны быть условно вписаны в квадрат. Расположение мотивов может быть треугольным, прямоугольным, S-образным, вдоль линий ромба или шестигранника. Кроме того, раппорты могут быть симметричными и ассиметричными, сбалансированными и несбалансированными, направленными и ненаправленными и т.д. Любой раппорт можно построить в Illustrator и Photoshop или воспользоваться платными программами, например, http://www.nedgraphics.com или http://www.pointcarre.com
Это важно знать!
Вдохновенно работая над раппортной сеткой, не стоит забывать о таком важном параметре как шаг раппорта – он варьируется в зависимости от отрасли, типа печатной машины, географической зоны (в Америке измеряют в дюймах, в России в сантиметрах), ширины ткани. Мебельные ткани, как правило, 54 дюйма (около 140 см) в ширину и имеют шаг раппорта 27 дюймов (примерно 70 см) по горизонтали и вертикали (мотивы условно вписаны в квадрат), так как такой рисунок легко «подогнать» к любой мебели. Этот же шаг применим к декоративным подушкам. Декоративные/отделочные ткани имеют стандартную ширину 48 дюймов (120 см), а дизайны строятся по горизонтали с шагом 24 дюйма (60 см). Ширина одежных тканей может быть от 45 см до 160 см, так как к ним применимы любые способы печати. Шаг составляет 14-16 дюймов (40-42 см) по вертикали, а горизонтально ориентировочно должен равномерно укладываться по ширине ткани. Шаг раппорта остальных тканей зависит от конечного использования продукции. Для простыней в США, например, шаг раппорта составляет 36 дюймов (92 см) по вертикали и горизонтали, также для простыней используются сконструированные паттерны (engineered) – паттерны, в которых мотивы или группы мотивов сконструированы специально для заполнения определенной формы. Наволочки также либо конструируются, либо шьются из ткани, предназначенной для простыней. Следует учитывать тот факт, что европейские и российские постельные принадлежности, отличаются размером изделий от американских, а значит и шаг раппорта у них может быть задан другой. В любом случае этот параметр нужно знать заранее при создании дизайна ткани.
Размер раппорта может быть уменьшен для того, чтобы «уложиться» точно в шаг. Например, при использовании 12 дюймового (36 см) вала или печатного экрана, размер повторяемого элемента может быть уменьшен до 4 дюймов (9 см). Но дизайн с шагом 12 дюймов будет непригоден, скажем, для 16 дюймового (42 см) вала без адаптации раппорта.
В заключение
Завершая нашу статью, хочется отметить, что цифровые технологии сильно изменили облик тканей, начиная от процесса их создания и презентации, и заканчивая способами производства. Работая в цифровой среде дизайнер теперь тратит больше времени на исследование, эксперименты и творчество, получая большую свободу в выборе технологий печати. Развитие цифровой отрасли снимает ограничения в текстильном мире, в рамках которых находились текстильные дизайнеры долгие годы: свобода от раппортов, цветоделения, популярного у массового потребителя стиля, которые являются ключевыми при ротационной печати. Теперь дизайнеры могут работать с тысячами цветов и высокой степенью детализации своей задумки, благодаря цифровому ПО. С некоторых пор Photoshop и Illustrator стали фактически стандартизированными методами работы с текстилем, которые позволяют в равной степени работать с растровыми и векторными изображениями, работать с рисунками и фотографиями, точными деталями и графическими эффектами. Прямая печать на ткани стала революцией в мире текстиля, позволив использовать вдохновение практически из любого источника и создавать новый визуальный язык.
Дизайнеры, работающие с костюмной, театральной, интерьерной и торговой тематикой приобрели более легкий способ самовыражения. Да, прямая печать пока не подходит по стоимости для массового рынка, но ее явным преимуществом является то, что она соединяет воедино текстиль, моду и интерьер, позволяя им интегрироваться, смешиваться и влиять друг на друга.
Обратите внимание!
Кроме базовых Photoshop и Illustrator в работе над дизайном ткани можно воспользоваться этими программами:
http://inkscape.org/ открытый редактор векторной графики, функционально схожий с Illustrator, Freehand, CorelDraw или Xara X
Paint.NET, GIMP – программы-аналоги Photoshop
Art Rage – программа, позволяющая создавать имитации акварельного рисунка, рисунка маслом, мелом и пр.
LineTracer, WinTopo – конвертируют отсканированные скетчи в eps. векторный формат
Много полезного по теме и не только можно почерпнуть здесь:
http://www.servicedesigntools.org/
http://www.fashion-incubator.com/
© ООО «Кунжут». Статья подготовлена для научного сборника конференции «Время дизайна». Копирование данного материала разрешается только со ссылкой на источник http://blog.kunjut.com или на официальный сайт www.kunjut.com